Боевые искусства и нравственность (Удэ)
Почему удэ, или, по-нашему, нравственности в боевых искусствах, при их правильном понимании и практике, отводится такое важное место? Попробую кратко, но ёмко, дать ответ на этот важнейший вопрос.
Дело в том, что сами по себе боевые искусства в их техническом аспекте – это один из видов оружия, а ещё в более широком смысле – это просто один из инструментов, которым каждый, владеющий им, может воспользоваться по своему усмотрению.
Возьмём тот же кухонный нож. Он продаётся во всех хозяйственных магазинах и супермаркетах. Представляет ли он сам по себе опасность? Нет! Это просто кусок металла, пускай и острый, но абсолютно безопасный, пока его не взял в руки человек.
Более того, он очень полезен в хозяйстве – им можно порезать хлеб и другие продукты, почистить картошку и лук, срезать в лесу грибы. Им можно заточить карандаш, отрезать бечёвку, разрезать листок бумаги. Его можно даже использовать как отвёртку, зачистить провода, отжать захлопнувшуюся защёлку. Да мало ли что.
В то же время, он может стать оружием, представляющим угрозу жизни другому человеку. С его помощью можно успешно защищаться. Но также можно и напасть на человека со злым умыслом, совершить убийство. Но виноват ли в этом нож? Очевидно – нет!
Нож – это лишь инструмент, приобретающий своё назначение в руках того, кто им пользуется. А эффективность и направленность его использования зависят, как от умения пользоваться данным предметом, так и от нравственных качеств самого человека.
Это же справедливо и в отношении любых других вещей, окружающих нас. В руках умелого человека даже обычный карандаш превращается в грозное оружие, в то же время даже наличие в руках случайно оказавшегося в них огнестрельного оружия не значит того, что оно может быть использовано с должной эффективностью. Человека можно убить ударом фотоаппарата по голове, а можно и имея нож не суметь ничего сделать. С другой стороны, человек, подверженный порокам, может убить кого-то ради корысти, просто ударив другого обычной табуреткой, в то время как, человек, понимающий всю меру ответственности и обладающий чувством уважения к людям, даже имея целый арсенал, никогда не применит его против других необоснованно.
Отсюда вытекает важнейшая мораль боевых искусств, говорящая о том, что не важно, каким оружием владеть, важно, в чьих руках оно находится.
Занимаясь боевыми искусствами, человек приобретает в своё распоряжение мощное оружие, а если он достигает заметных высот на этом поприще, то и умеет им владеть на должном уровне. Это касается техники. На данном этапе мы можем получить «боевого робота», способного по указке извне, или просто из-за своей неуравновешенности, «наломать дров». Но если к этому добавить ещё и интеллект, то мы получаем потенциально очень опасного члена общества, способного не просто крошить всё на своём пути, но и планировать свои акции.
Если человек не развивается нравственно, он превращается в явную или потенциальную «машину для убийств». Им легко манипулировать. Он также может сам попасть под власть той или иной идеи или цели, и совершить непоправимое. С точки зрения особых групп, такие люди идеальный материал для выполнения различных «грязных» заданий. Обладая высоким уровнем технической подготовки, а зачастую и развитыми интеллектуальными способностями, при отсутствии регулирующих механизмов в психике, а именно в области нравственности и эмоциональной сферы, они становятся идеальными «орудиями убийства» и проведения всяких «акций устрашения».
Без нравственности, эмоций, кодекса чести, способности сочувствовать и сопереживать человек перестаёт быть самим собой, человеком. В природе немало животных, которые и сильны, и обладают достаточным интеллектом, чтобы выследить и уничтожить свою жертву. Но именно нравственность выделяет человека в общем животном мире. Благодаря ней, мы можем понимать, когда и как использовать нашу силу и интеллект, во имя чего это делать. Будучи нравственными, мы становимся более свободными, ибо свобода – это всегда ответственность за свои поступки, за ту силу, которой мы обладаем. Это наш выбор – как использовать нашу силу, и именно наш нравственный уровень даёт нам инструмент контроля, некий предохранитель, не позволяющий всем пойти против всех. Как говорил ещё Конфуций: «Не делай другому того, чего себе не пожелаешь».
Поэтому духовное, нравственное развитие любого последователя боевых искусств крайне важно, т.к. порой только оно является той гранью, где проходит различие между благородным воином и разбойником, солдатом и убийцей, мастером боевых искусств и преступником.
Все мы должны помнить об этом, и неустанно работать не только над своей техникой, не только развивать свой интеллект, но и, прежде всего, совершенствовать свои нравственные качества, понимая всю меру ответственности, которую накладывает на нас владение оружием. Оружием надо уметь пользоваться, и часто его использование необходимо, но всему есть своё время и место, свои причины и последствия. Эмоции делают нас живыми, нравственность делает нас людьми.
Нужно не просто пытаться выполнять те или иные дисциплинарные предписания из-за страха наказания или угрозы отчисления из школы боевых искусств, но понимать и принимать нравственную позицию, которая приводится в наших уложениях, искренне разделять эти ценности. Надо стараться привнести базовые ценности в обычную жизнь, распространить лучшие образцы нравственности среди большинства людей.
Как сказал в начале 20 в. знаменитый мастер ушу и один из создателей Ассоциации Цзинъу Хо Юаньцзя:
«Следуя путём ушу, прежде воспитывай характер и искренность души, очищай сознание и пестуй добродетель, и лишь затем изучай приёмы».